про печать

Как наносятся принты на одежду? Что такое шелкография, сублимация, термотрансфер, цифровая печать? Что выбрать?
Отдельно о шелкографии, сублимации, прямой печати и разнообразных термотрансферах написана уже не одна сотня статей, но большинство из них построены на технической лексике, которая, во-первых, непонятна, во-вторых, не нужна, когда задача состоит в том, что бы быстро разобраться в методах нанесения и выбрать нужный, а не в том, что бы стать печатником самому. В действительности всё достаточно просто: вид нанесения зависит от материала изделия. Наибольший спектр методов доступен натуральным материалам (хлопок, лен), чуть сложнее (но, конечно, тоже возможно) делать нанесение на синтетику. Попробую кратко и ёмко рассказать о шелкографии, сублимации, цифровой печати и трансферах и дать общее представление о том, какой способ лучше подходит в тех или иных ситуациях.
Шелкография
Silk Screen Printing или шелкография — это один из методов трафаретный печати, когда изображение делится на присутствующие в нём цвета и наносится на ткань при помощи матриц (рам), каждая из которых соответствует одному цвету.
Шелкотрафаретная печать или шелкография — пожалуй, самый универсальный из методов печати. Позволяет наносить изображения как на натуральные ткани (пластизолевыми, водными и вытравными красками), так и на синтетические ткани (сольвентными красками).
Шелкография подходит для большинства печатных задач, но наиболее выгодна при тиражах от 50 единиц на макет, т.к. процесс подготовки печати очень трудоемкий, и когда речь идет о малых тиражах, — вся стоимость этой работы ложится на очень маленький тираж, таким образом каждая единица очень сильно набирает в цене.
Максимальный размер нанесения напрямую зависит от физического размера рам и печатных столов, поэтому с запечатыванием больших площадей (более 60 см. в длину и ширину) могут возникнуть сложности. Но для нанесения логотипа или принтов до формата А2 включительно шелкография подходит как нельзя лучше.
1. Предпечатная подготовка. Сперва изображение делится на составляющие его цвета.
Для векторных изображений с плашечными цветами существует ограничение по количеству цветов. От 6 до 12, в зависимости от того, каким оборудованием укомплектован печатный цех (физическое количество печатных голов на станках).

Для полноцветных изображений (растровые макеты) технологического ограничения по количеству цветов нет, т.к. они раскладываются не на отдельные цветные плашки, а по системе цмик, то есть любой цвет в макете получается путем смешения циана, мадженты и желтого или путём ручной сепарации цветов. Цветоделение, особенно, когда речь идет о многоцветном (полноцветном) изображении — самый ответственный этап предпечатной подготовки, от профессионализма дизайнера на этом этапе работы полностью зависит конечный результат.
Тут важно отметить, что растровое изображение должно иметь достаточно высокое разрешение, не менее 300 dpi, в противном случае любое масштабирование изображения приведет к катастрофической потере качества и профессионализм дизайнера, к сожалению, ситуацию не спасёт.
2. Каждый отдельный цвет выводится черными чернилами на специальной прозрачной плёнке. Это называется фотовывод.
3. Подготавливается рама. Рама — это алюминиевый каркас, на который натянула нейлоновая сетка определенной плотности и толщины. Для каждого вида краски подходит лишь своя определённая сетка, поэтому со временем в каждом печатном цеху накапливается огромное количество рам с сетками различной толщины, плотности и силы натяжения.
Для печати рама покрывается фотоэмульсией, эмульсируется.
4. Фотовывод (позитив, пленка с отпечатанным изображением одного из цветов в макете нанесения) закрепляется на раме, рама помещается в засветочную камеру, где под воздействием ультрафиолета эмульсия затвердевает на всей площади рамы, кроме тех участков, куда свет не попал благодаря фотовыводу. Незатвердевшая эмульсия вымывается водой. Рама высушивается, оклеивается и устанавливается на печатном станке. И этот процесс повторяется для каждого цвета в макете нанесения. Те участки сетки, откуда эмульсия вымыта, впоследствии пропустят краску нужного цвета.
5. Когда все рамы (для каждого из цветов) готовы, печатник приступает к приладке. Приладка — это настройка и сопоставление рам на печатных головах станка между собой. Погрешность на этом этапе недопустима, т.к. от точности, с которой рамы будут установлены на станке, снова зависит весь результат работы.
6. Краски каждого цвета переносятся на ткань через рамы при помощи специального ручного инструмента — ракеля — на ручном станке или при помощи такого же инструмента, но силами автоматического карусельного станка.
7. Заключительный этап шелкотрафаретной печати — сушка в туннельной печи. В зависимости от вида краски, используемой в тираже, печатник выбирает нужный решим сушки (например 120−130 градусов для пластизоли или 160 градусов — для водных красок). После прохождения по тепловому тоннелю принт готов и надёжно закреплен на ткани.
Термотрансферы
Термотрансфер или термоперенос - это одно и то же.
Первое, что нужно отметить о термотрансфере: это не самостоятельный метод нанесения, как, например, сублимационная печать или шелкография, а лишь обозначение этапа печатного процесса, когда изображение переносится на конечный носитель при помощи промежуточного носителя под действием температуры и давления, обычно их обеспечивает термопресс.
Промежуточным носителем чаще всего является специальная бумага или плёнка.
То есть, сперва принт наносится на бумагу или плёнку, а затем в термопрессе переносится на конечный носитель.
Изображение для термопереноса может быть подготовлено несколькими способами, наиболее распространенные — это шелкотрафаретный и плоттерный. При трафаретной подготовке проделывается вся работа, описанная выше в разделе о шелкографии. Изображение делится на цвета, отображается зеркально, изготавливаются рамы под каждый цвет, прилаживаются на станке, но печать осуществляется не на готовое изделие или крой, а на бумагу или плёнку, а верхним слоем наносится специальный клей, который в дальнейшем обеспечит адгезию изображения и конечного носителя.
Другой метод подготовки термотрансфера — это резка пленки на режущем плоттере. По контуру изображения плоттер режет пленку с клеевой основой, излишки пленки выбираются, и остается пленочный трансфер, который впоследствии переносится на изделие или крой.
Так же трансфер может быть подготовлен сублимационным методом: печать сольвентными чернилами на сублимационной бумаге или специальной подложке с клеевым слоем.
Использование термотрансфера оправдано, когда необходимо сделать нанесение на изделие сложной формы или по каким-либо причинам не подходящее для прямой печати. При переносе на натуральные ткани термотрансфер всегда будет уступать прямой печати в долговечности.
Плёночный трансфер оправдан, когда стоит особенная дизайнерская задача — принт металлик, принт с глиттером, светоотражающий принт или голографический. Плёнки существуют под практически любую из таких задач, но пленочный трансфер подразумевает определённые ограничения: не более 2 цветов в макете и толщина линий и элементов в дизайне не менее 1,5 мм., т.к. более тонкие линии просто не могут быть прорезаны плоттером.