варка и крашение
Что такое garment dye, stone wash и enzyme wash?
Как умягчают лён?
Garment dye: окрашивание готовых изделий
Окрашивание в изделии вместо использования предварительно окрашенного полотна для производства одежды позволяет существенно экономить на ткани.
Почему состаренная одежда и вещи с эффектом поношенности кажутся такими душевными, - не скажу, тут у каждого - своё мнение, но как всё это сделано - знаю и поделюсь.
Garment dye — это окрашивание готового, уже сшитого изделия. Предварительно окрашенное полотно всегда имеет однородную структуру цвета, а изделие, сшитое из такого полотна, — однотонное, все детали его имеют один оттенок, а поверхность равномерна. А вот вещь, окрашенная уже после пошива, выглядит совершенно иначе: фактура, тактильные ощущения и, конечно, — непрокрашенные или неравномерно прокрашенные швы. В совокупности все эти технологические изъяны крашения приводят к парадоксальному результату: вещь кажется уютной и гораздо более привлекательной на вешалке, чем аналогичная, но сшитая из окрашенного полотна.
один из главных амбасcадоров garment dye — итальянский бренд stone island. у бренда — собственное швейное производство и красильный цех, где постоянно тестируются и совершенствуются новые методы крашения как натуральных, так и синтетических тканей
Даже вынося за скобки огромный спектр дизайнерских решений, которые позволяет воплощать крашение готовых изделий, очевидно, что garment dye — это ещё и отличный способ экономить на ткани. Закупая отбелённое (или даже суровое) полотно в большом объёме в склад, производитель может окрашивать готовые изделия на своё усмотрение и в зависимости от сезонного спроса. Переход от одной к другой коллекции уже не влечёт за собой покупку одноименных тканей различных цветов. К тому же ассортиментная матрица поставщиков ткани редко включает такие цветовые решения, которых можно добиться методом garment dye.
Технологически процесс окрашивания готового изделия практически ничем не отличается от крашения полотна. В зависимости от состава окрашиваемой ткани выбирается прямой, реактивный, кубовый или кислотный краситель. Каждому виду красителя соответствует своя среда — щелочная или кислая.
Среда поддерживается с помощью введения соответствующего раствора в красильную ванну. Происходит окрашивание с последующим закреплением красителя, после чего — стирка изделия для удаления излишков красящих веществ. И завершается процесс сушкой. На последнем этапе натуральные ткани практически всегда дают усадку, чем выше процент натуральных волокон в составе ткани, тем усадка больше. Для льна, например, она может достигать 12−15%, именно поэтому перед запуском производства необходимо тестировать ткань как на восприимчивость полотна к красителю, так и на усадочные свойства. Иногда сразу за окрашиванием следует частичное отбеливание, когда нужно добиться особенно контрастных переходов.
Очень рекомендую посмотреть ролики, снятые на красильном производстве Stone Island, они вдохновляют.

Stone wash и умягчение льна

Сейчас всё более популярным становится умягченный лён, в основном — в производстве постельного белья и домашней одежды (халатов, кимоно и пижам), и нас всё чаще спрашивают, как это сделано.
Смягчить лён можно двумя способами. Первый — это stone wash или стирка со специальными камнями. Но, во-первых, фракции камней приходится тщательно выбирать из постиранных и высушенных изделий, во вторых, острые грани камней достаточно сильно повреждают поверхность полотна, физически его истирая в процессе стирки. Второй метод — это варка с умягчающим составом, основным ингредиентом которого является комплекс энзимов. Этот способ так же наносит повреждения, но гораздо менее серьезные. Тактильный эффект получается точно такой же, лён становится мягким и бархатистым, совсем не похожим на привычные льняные брюки и рубашки, пропадает неприятный блеск, но служить такое изделие будет гораздо дольше, чем стиранное с камнями.
Метод stonewash так же применяется и для состаривания готовых изделий, когда необходимо достичь эффекта «поношенности». Часто — в комбинации с частичным отбеливанием, шлифовкой швов и манжет и нанесением вытравными или водными красками (принт, не выделяющийся над поверхностью ткани). Эти приемы очень любят такие бренды, как abercrombie & fitch, affliction и scotch soda. Из отечественных марок технологию уже облюбовали Меч, Hor, Linen textures и немногие другие.
В результате stone wash и enzyme wash обработки получается самобытная одежда, и каждое изделие становится фактически уникальным, ведь и отбеливание, и шлифовка осуществляются вручную, а химический процесс, зависящий от великого множества факторов, протекает по-разному.
Технология крашения
Окрашенное полотно или крашение в готовом изделии?
Промышленный красильный цех в Узбекистане
Крупный промышленный процесс крашения натуральных тканей технологически мало отличается от мелкосерийного и бытового. Разница лишь в уровне автоматизации: для промышленного крашения каждое действие, осуществляемое вручную, — это дополнительное время, ресурс и затраты, поэтому любой процесс, поддающийся автоматизации, протекает автоматически, но суть от этого не меняется.
Сперва суровое полотно (суровье) отбеляется и подготавливается к крашению. Затем оно попадает в красильную ванну (ванну с красителем), где происходит перенос пигмента. Далее краситель закрепляется на полотне (чаще всего при помощи солёного раствора). После окрашивания полотно простирывается от излишков красителя и высушивается. При необходимости полотно может подвергаться брашированию или ворсованию с целью умягчения.
При крашении готовых изделий в мелкосерийном тираже мы воспроизводим технологическую последовательность в меньшем масштабе и получаем тот же результат, но с технологическим изъяном — непрокрашенными швами. В результате этот изъян становится чуть ли не главной «изюминкой» изделия.